СВЯЖИТЕСЬ
С НАМИ

Москва, Мироновская улица, 25 (вход со двора)

+7 (495) 7980480

self.directed.vao@gmail.com

  • Facebook
  • Instagram

НАША ФИЛОСОФИЯ

Образование в 21 веке - это движение, это решение открытых задач, это поиск своего места в этом постоянно меняющемся мире. Поэтому мы создаем пространство, в центре которого находится личность ребенка во всей ее многогранности.

 

Ребенок становится главной движущей силой собственного образовательного процесса, определяя что, как, когда и с кем он будет изучать.

 

Ежедневно, делая выбор и отвечая на вопрос «что я хочу делать со своей жизнью прямо сейчас?», дети учатся ответственности, самостоятельности, кооперации и предприимчивости.

Находясь в сообществе самодостаточных и независимых людей, они осознают свои границы и учатся уважать границы других людей, разрешать конфликты, находить общий язык, искать компромиссы и заводить настоящих друзей.

 

В пространстве, свободном от оценок и сравнивания учеников между собой, нет нужды соперничать, поэтому дети учатся принимать других людей такими, какие они есть.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХХI ВЕКА

“Глядя на людей, которые не получили формального образования и сами прокладывают себе дорогу в этом мире понимаешь, что это выдающиеся человеческие существа. И мы должны сделать все, чтобы найти таких людей." - говорит Лазло Бок, бывший Старший вице-президент по работе с кадрами в Google.

Все больше работодателей осознают, что в стремительно меняющемся мире проще обучать работника с нуля прямо на рабочем месте, чем переучивать после 5 лет в ВУЗе.

А это значит во-первых, что хорошо знакомая проторенная дорожка детский сад - школа - ВУЗ уже не ведет к хорошо оплачиваемой работе.

 

А во-вторых это означает, что на первый план выходят так называемые soft skills или как еще их часто называют 4К: креативность, координация (командная работа), коммуникация, критическое мышление - те качества, которые к сожалению, не только не развивает, но и всячески подавляет "традиционная" школьная система.

"Традиционная" здесь в кавычках, потому что сама модель современной государственной школьной системы сравнительно молодая. Она создавалась в ответ на вызовы индустриальной эпохи и призвана была растить грамотных, дисциплинированных работников, от которых не требовалось никакой инициативы. С этой задачей система справляется прекрасно и по сей день, беда только в том, что такие работники больше никому не нужны - в самом ближайшем будущем все рутинные операции будут выполнять роботы.

В своем блестящем выступлении на конференции TED сэр Кен Робинсон утверждает, что креативность в современном образовании имеет не меньшее значение, чем грамотность. Для многих родителей это видео стало первым шагом к выбору альтернативного образовательного пути для своих детей. 

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

"Узнавание себя, постепенное складывание образа своего «Я» вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности является для нас одним из основных блоков содержания образования."

Развитие индивидуальности ребенка - путь к становлению демократического сознания. А.Н.Тубельский

На протяжении ХХ века возникало несколько волн альтернативных подходов к образованию. Все эти подходы искали замену классно-урочной системе, которая была разработана еще в XVII веке Яном Коменским, чтобы дать больше свободы выбора ребенку, уйти от строгой дисциплины и директивности. ​

Первая волна в начале XX века дала нам таких деятелей образования, как Мария Монтессори, Рудольф Штайнер (вальдорфская педагогика), Джон Дьюи, Александр Нилл. В 1921 году Нилл основал первую демократическую школу Саммерхилл для практической демонстрации своих образовательных теорий. Он был убежден, что дети учатся лучше, когда они не обязаны посещать занятия. В школе также были введены принципы демократии с регулярными собраниями для определения правил школы. Ученики имели такое же право голоса, как и учителя. Школа успешно работает и сегодня. 

Вторая волна альтернативного образования возникла в 60-е годы в США и во многом была вызвана выходом в свет книги Нила "Саммерхилл: воспитание свободой". В это время открылась школа Садбери Вэлли, ставшая впоследствии моделью для множества демократических школ по всему миру.

Третья волна - это 90-е годы. В это время открывается демократическая школа Хадеры в Израиле, а также Школа Самоопределения им. А.Н.Тубельского в Москве. 

Параллельно с этими процессами в образовании, постепенно происходил переход от индустриального к постиндустриальному обществу. И если в начале и середине века идеи гуманистической и демократической педагогики падали на не очень благодатную почву, то сейчас эти идеи как никогда ранее актуальны. 

КАК РАБОТАЕТ САМОНАПРАВЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Практически с момента рождения все дети наделены тремя основными движущими силами, которые подталкивают их к самообучению: это любопытство, игривость и социальность (общительность). Четвертая движущая сила развивается постепенно в процессе взросления - это способность и желание планировать наперед. Вместе все эти четыре силы можно назвать образовательными стимулами, которые заложены в нашем ДНК и отшлифованы тысячами лет эволюции нашего вида.

Для того, чтобы наиболее эффективно реализовать потенциал ребенка к самообразованию, для него необходимо создать оптимальные условия.

  1. Ответственность за образование лежит на ребенке

  2. Неограниченное время для игры

  3. Доступ к инструментам культуры

  4. Взрослые - помощники, а не судьи

  5. Разновозрастная среда

  6. Стабильное, поддерживающее, уважительное сообщество

КАК УСТРОЕНО ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Демократическая образовательное пространство - это маленькое государство, внутри которого существуют собственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, состоящие из учеников и персонала школы. Все внутренние школьные дела регулируются деятельностью этих органов. При этом дети и взрослые, состоящие в них, имеют равные права. Такой подход позволяет ребенку научиться делать осознанный и ответственный выбор и на практике узнавать о правах человека. 

"Если в 16/17/18 лет они (ученики) выйдут из этой школы, научившись взвешивать альтернативы, принимать осмысленные решения, основанные на оценке предполагаемого результата, и потом жить с этим результатом, корректировать свои действия в соответствии с этим результатом - можно сказать, что они получили что-то более ценное, чем все золото мира."

Дэниэл Гринберг, основатель школы Садбери Вэлли