СВЯЖИТЕСЬ
С НАМИ

г.Москва, Мироновская улица, 25 (вход со двора)

8(495) 7980480

self.directed.vao@gmail.com

  • Facebook
  • Instagram

FAQ - ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Про проект в целом

Про суть образовательной модели

Про формальности

 

Про орг. моменты

 

Про будущее

  • Сможет ли мой ребенок потом поступить в ВУЗ/найти работу/стать успешным?

  • Есть ли исследования выпускников из подобных систем в мире?

 

Про страхи

  • Мой ребенок ничего не хочет. Если его не заставлять, он будет лежать на диване/играть в компьютерные игры/ковырять в носу.

  • Не будет ли у моего ребенка пробелов в базовых знаниях?

  • Не слишком ли много свободы? Попахивает вседозволенностью.

  • А что если мой ребенок заскучает? Вдруг не сможет придумать, чем себя занять?

  • Сможет ли ребенок социализироваться? 

  • Вдруг мои друзья и близкие меня осудят за такой выбор.

Про проект в целом

  • Куда я попал?

Наш проект зародился из кооперации родителей, разделяющих ценности самонаправленного подхода в образовании. Для того, чтобы реализовывать эти ценности на практике, и был создан семейный центр "Время и место". 

Деятельность центра состоит из двух основных направлений:

1. Пространство самонаправленного обучения работает 5 дней в неделю с 9:00 до 16:00. Это клуб для детей на семейной форме обучения. В течение дня дети самостоятельно выбирают, чем им заниматься. При этом в пространстве также есть взрослые, которые дают детям помощь и поддержку, если это им требуется. Модель пространства основана на модели школы Садбери Вэлли, которая вот уже 50 лет существует в Америке и которая стала образцом, по которому открыто множество подобных школ по всему миру.

2. Дополнительные занятия и мероприятия для детей от 3 лет и взрослых во второй половине дня и в выходные. 

 

Про суть

  • Нет уроков, учителей и домашки, а что есть?

Во-первых, есть интересное пространство, разделенное на зоны и наполненное (но не перенасыщенное) разными материалами: книгами, игрушками, материалами для творчества и рукоделия, настольными играми и др. В пространстве обязательно есть зона для двигательной активности и громких игр, а также тихая зона для индивидуальных занятий и самостоятельной сосредоточенной работы.
В-вторых, есть коллектив из детей разного возраста, которые свободно перемещаются и взаимодействуют друг с другом: общаются, играют, гуляют, придумывают совместные проекты, обогащают и расширяют сферу интересов друг друга.
В-третьих, есть внимательные и доброжелательные взрослые, готовые помочь, подсказать и поддержать, если их об этом просят.
В-четвертых, есть система самоуправления, состоящая из школьного совета и различных комитетов, в которые входят наравне и дети, и взрослые. Вся внутренняя жизнь школы регулируется правилами, которые вырабатываются школьным советом, а все текущие задачи берут на себя различные комитеты. Таким образом дети активно вовлекаются в управление пространством, берут на себя "взрослые" задачи и принимают важные решения наравне со взрослыми.

  • Есть ли разделение на классы?

Нет. Мы верим, что каждый ребенок учится в своем темпе. И у двух разных детей одного и того же возраста могут быть совершенно разные потребности в обучении. Кроме того, мы убеждены, что дети будут себя оценивать именно так, как оцениваем их мы, взрослые; поэтому мы хотим отойти от разделения учеников по их готовности к обучению.
Разновозрастное сообщество нам видится предпочтительным вариантом организации пространства. В такой модели все дети стремятся к единому «среднему» возрасту. Младшие ученики учатся у старших, наблюдая за ними, и чувствуют себя более уверенно, участвуя в сложных для их возраста играх и занятиях, организовать которые они бы сами не решились и, вероятно, не сумели бы. А старшие, в свою очередь, разыгрываются, начинают вести себя не так «по-взрослому», как это принято в компании сверстников. К тому же старшие дети, обучая чему-то более младших, сами получают более глубокое понимание вопроса. 

  • Что делают взрослые?

В пространстве есть взрослые, но они не называются "учителями" или "педагогами", поскольку обучение предметам по программе не является их основной работой. Их непростая задача - отказаться от своего взрослого авторитета и стать равноправными членами сообщества. Они могут высказывать свое мнению по любым вопросам, но должны принять тот факт, что к ним не обязаны прислушиваться только по той причине, что они взрослые.
Основная роль взрослых в пространстве

  1. защищать права учеников, и охранять их свободу.

  2. служить ролевой моделью ответственных, уважающих себя и других, увлеченных собственными интересами взрослых.

  3. быть чуткими и отзывчивыми к запросам детей, проводить с ними время и стараться лучше их узнать, отвечать на вопросы, показывать, объяснять, играть

  4. быть учителями по конкретному предмету или навыку, если ученику необходим такой учитель, но обучать не по модели "лектор-слушатель", а по модели "мастер-подмастерье", поэтому взрослые в пространстве обязательно обладают экспертизой как минимум в какой-то одной теме, но чаще в нескольких

  5. обеспечивать бесперебойную работу пространства, что включает в себя множество самых разных задач от маркетинга до организации экскурсий.

 

  • Как дети учатся? Как узнают новое?

Наши ученики на самом деле получают гораздо больше информации и впечатлений через свободное общение и деятельность, чем ученики за партой в обычной школе. Их обучение подпитывается любопытством, им не нужно говорить, на что обращать внимание, - они примечают буквально всё вокруг себя. Вот ребенок увидел швею или повара за работой и захотел попробовать сам, научиться. Или, например, дети строят крепость и на каком-то этапе им нужно рассчитать длину бревен и понять, как их лучше пилить. Идея может родиться во время просмотра фильма, прогулки, игры, чтения книги, общения с взрослыми, походя в музей. Как мы можем предсказать эти процессы?
Взаимодействуя друг с другом, дети и взрослые делятся идеями. Так могут появиться новые, более сложные идеи, которые буду реализованы... или не будут - и это тоже обучение.

  • Что если захотят изучать что-то, что вы не сможете обеспечить?

В современном мире для того, чтобы учиться, чаще всего достаточно доступа в интернет. В 9 из 10 случаев любопытство ребенка может удовлетворить простое видео с YouTube. Если это не работает и запрос остается, мы начинаем искать специалиста, который может прийти и показать на своем примере. Сейчас очень много тематических сообществ, и, как правило, они с радостью принимают приглашения и делятся своими умениями и знаниями. Ведь, если запрос идет от ребенка, он будет вникать и впитывать все, что рассказывает и показывает взрослый. И взрослым это нравится :smiley:
Опять же, наша взрослая команда всегда помогает отыскать ребенку нужные ему информационные ресурсы. Но мы не спешим предлагать помощь, а ждем, когда ребенок «помучается» с поисками. И если он сам не сможет удовлетворить свой интерес, тогда в игру вступаем мы. Да, возможно, мы знаем больше. Но научить ребенка искать и находить самому – бесценно.
Если же речь идет о чем-то не виртуальном, то есть материально-технической базе (например нужен микроскоп для изучения биологии), то есть механизм выделения денег из бюджета школы на такие нужды. При этом, на что их потратить, решается на общем собрании. Таким образом дети понимают, что ресурсы не безграничны, учатся находить способы получить то, что им необходимо, а не ждать, когда оно упадет на них с неба.

  • Как они учат математику?

Как и любой другой предмет, математику лучше всего изучать через игру и практику. Компьютерные игры, настольные игры, готовка, обращение с деньгами, разделение перекусов с друзьями - все это отличные возможности для обучения математике. Задумайтесь о том, как мы, взрослые, используем математику в повседневной жизни. В пространстве самонаправленного обучения дети используют математику ровно для того же, ведь здесь они не готовятся к жизни, а уже проживают ее. 
Мы не вешаем ярлыки на детей со скромными способностями в математике. Поскольку дети не боятся плохой оценки, ничто не мешает им просить о помощи, когда им это необходимо. Они смогут получить необходимые им знания в своем темпе тогда, когда почувствуют в этом необходимость. В этой статье можно почитать о том, как дети обучаются математике в самонаправленном подходе.

  • Как выглядит день?

Поскольку у нас нет фиксированного расписания занятий, график посещения достаточно гибкий. Поэтому прийти можно к 9, а можно и к 12 - в зависимости от привычного режима дня в каждой семье. 
Ни один день не похож на другой. Представьте себе жизнь на каникулах. В один день все дети вдруг увлеклись плетением браслетов и провели за этим все время, в другой день все разбрелись по разным углам и каждый занят чем-то своим: кто-то читает книгу, кто-то играет в настолку, кто-то висит на турнике. Регулярным событием в жизни пространства является общий сбор, на котором обсуждаются важные вопросы из жизни сообщества и принимаются решения относительно правил. В остальное время дети могут сами выбирать, как воспользоваться ресурсами пространства. 

  • Чем отличается от других систем?

Об отличие модели Садбери от других систем можно почитать в этой статье.

  • Мировой и российский опыт

Мы основываемся на модели школы Садбери Вэлли, которая была открыта в 1968 году в США (и успешно работает до сегодняшнего дня). На протяжении 50 лет школа выпускает уверенных в себе, мотивированных, знающих и умелых людей, способных формулировать и выражать свое мнение. Выпускники Садбери, как показывают исследования здесь, здесь и здесь , при желании поступают в ВУЗы и без проблем находят работу в самых разных областях от искусства до науки. Никто точно не знает, сколько сейчас в мире школ, созданных по модели Садбери. По некоторым подсчетам их более 70 во всех уголках планеты от Японии до Венесуэлы.

В России похожие проекты тоже существуют и с каждым годом их все больше.

Про формальности

  • Как соблюдается закон?

В Федеральном Законе "Об образовании в РФ" предусмотрены две формы получения среднего образования в нашей стране: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной либо, очно-заочной или заочной форме) либо вне таких организаций в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 

Дети, посещающие наше пространство, могут быть оформлены на семейную или заочную форму. Таким образом, родители реализуют право ребенка на получение образования и соблюдают закон. 

  • Как ребенок, не посещая гос. школу, может получить аттестат?

Ребенок, оформленный на семейную форму образования, имеет право проходить промежуточную и итоговую государственную аттестацию в образовательных организациях для того, чтобы получить аттестат об оконченном среднем образовании. Для этого можно прикрепиться с государственной школе и сдавать аттестацию очно либо воспользоваться услугами многочисленных он-лайн платформ для сдачи аттестации удаленно. Подробнее об этом можно почитать например здесь.

  • Сможет ли ребенок поступить в ВУЗ?

В нашей стране для того, чтобы поступить в большинство ВУЗов, необходимо сдать ЕГЭ. Опыт показывает, что подготовиться к ЕГЭ, имея достаточную мотивацию, вполне реально за два года, а иногда и быстрее. Если интерес и призвание вашего ребенка будет требовать получения высшего образования (что далеко не всегда и все реже в современном мире обязательно), то имея внутреннюю мотивацию и вИдение цели, он сможет подготовиться к ЕГЭ и сдать его. Поскольку движение за самонаправленное обучение в нашей стране достаточно молодое, мы пока не можем предъявить ваv живых выпускников, но исследования подобных школ в других странах показывают, что у мотивированных людей не возникает проблем с поступлением в высшие учебные заведения. Об этом в частности можно посмотреть документальный фильм. (напишите нам, чтобы получить русские субтитры к фильму на self.directed.vao@gmail.com)

Про орг. моменты

  • На какой возраст рассчитано?

Мы принимаем детей от 4 до 18 лет. При этом дети внутри пространства никак не разделяются по возрастам, свободно общаются между собой, вместе играют и учатся друг у друга.

  • Сколько раз в неделю и в какое время?

У нас есть два варианта посещения пространства. Полное посещение (5 дней в неделю 9:00-16:00) является предпочтительным для детей от 6-7 лет, чтобы быть полноценными участниками всех важных процессов и ничего не пропускать. Частичное посещение подходит детям от 4 до 6 лет и позволяет им не перегружаясь постепенно вливаться в общий процесс.

  • Сколько стоит?

Полное посещение - 270000 (без питания)/год
Частичное посещение - 200000(без питания)/год
Скидка на второго ребенка из семьи - 30 %
Скидка на третьего (и далее) ребенка - 50 %
Оплата вносится за участие в проекте ежемесячно равными долями в течение 10 месяцев (сентябрь - июнь), пропущенные дни не восстанавливаются.

  • А что еще есть?

Во второй половине дня мы предлагаем детям, посещающим наше пространство, а также всем желающим посетить различные творческие студии и мастерские. Список студий Расписание Записаться можно здесь. Также у нас проходят спектакли и творческие встречи. Ближайшие мероприятия можно посмотреть здесь

Также вы можете отпраздновать день рождения в нашем пространстве.

  • Когда и как можно записаться?

Мы принимаем в течение всего года.

Процесс зачисления состоит из двух этапов:
1. Заполнение анкеты
2. После заполнения формы, мы назначим дату онлайн беседы-консультации с вами.
Во время беседы мы
- расскажем о модели Садбери школ
- уточним, подходит ли вам наша школа
- обсудим юридические альтернативы очной форме образования
- при желании, поделимся опытом семейного образования
- выслушаем ваши тревоги и сомнения в образовании ребенка, подумаем вместе о чем эти страхи и как можно с ними справиться, подружиться и поставить на свою службу
- подумаем, какие альтернативы в образовании вам подходят

Консультацию проводят организаторы проекта:
Альфия Рахманова - мама троих мальчишек (11, 6 лет и 3 года), психолог, игровой терапевт, танцевально-двигательный терапевт, со-автор метода BabyContact, создатель проектов “Двигалки” и “Пространство самонаправленного образования Москва”, практик анскулинга. Доверяю природной любознательности ребенка, которая помогает ему развиваться, двигаться вперед и любить учится с радостью и интересом.

Валерия Антоненко. Мама двоих дочерей, 12 и 4 лет, психолог, педагог-психолог, практик семейного образования. Верю, что люди учатся каждый день своей жизни, и лучшие инструменты для образования детей - игра и беседа.

Наталья Меньшенина - мама двоих детей 6 и 4 лет, юрист по интеллектуальной собственности. Хочу, чтобы перед детьми открылись новые образовательные возможности. Верю, что для этого необходимо уважать их выбор и поддерживать их на пути самоопределения.

Дарья Беловол - мама двоих детей, экономист по образованию, в прошлом учитель танцев, фотограф, видеограф, организатор семейного клуба Элайнз. Верю в безграничный потенциал игры, любопытства и общения для гармоничного роста и развития детей.

Стоимость консультации - 1000р 
 

раздел находится на стадии наполнения...